Цифровой звук

Наши постоянные читатели уже знают


Наши постоянные читатели уже знают о звуковых картах на базе чипов YMF724 и YMF744 от Yamaha по множеству статей, вышедших на iXBT и сейчас "дремлющих" в разделе Мультимедиа. Однако на рынке присутствуют также множество плат и на самом последнем чипе из этой линейки - YMF754. Одну из таких плат, AW754 от фирмы AOpen (www.aopen.ru, www.aopen.com.tw), мы и рассмотрим в этом обзоре. Но прежде, очень рекомендуется прочесть нашу прошлогоднюю объёмную статью про AOpen AW744 (соавтором которой по части MIDI также являлся ваш покорный слуга), так как сами чипы и карты на них отличаются чисто косметически. В этой статье мы попытаемся отвлечься от шаблонов по написанию статей такого рода и провести время с пользой. :) В этом труде освещаются некоторые вопросы, оставшиеся в тени в предыдущих материалах, как о серии чипов YMF7x4, так и звуковых картах в целом.


Перед чтением данной статьи рекомендуем тем, кто ещё не читал, прочесть наши статьи о семействе Audigy2: Creative Audigy2 — новое семейство звуковых карт, Creative Audigy2 Platinum eX — топовая модель с внешним блоком, так как в этих материалах имеются подробные разъяснения по поводу формата DVD-Audio и много прочих полезных вещей, на которых мы не будем останавливаться в данном материале. Вкраце отметим основные отличия семейства карт Audigy2 ZS от Audigy2:

  1. наличие дополнительного режима работы аналоговых выходов ? 7.1, в дополнение к существовавшему режиму 6.1;

  2. сигнал/шум 108 дБА вместо 106 дБА (заявлено для аналогового выхода при уровне сигнала 2 В и с применением фильтра AES17 при измерениях);

  3. поддержка декодирования DTS ES, в дополнение к DolbyDigital Surround EX;

  4. поддержа ASIO2, дополнительный режим 24/96 (появилось в A2 Platinum eX);

  5. изменения в комплектных утилитах: дополнительно появилась панель настроек THX, многополосный эквалайзер, режим караоке;

  6. поддержка новых игровых фич EAX4 (пока что виртуальная, реально появится где-то к концу года с обновлением драйверов в интернете).

  7. Не так уж мало и, на мой взгляд, вполне достаточно, чтобы назвать новое поколение карт Audigy3! Но, в Creative ограничились лишь Audigy2 ZS, попутно вводя сбивающие с толку марки Audigy LS (5.1-карта, по сути Audigy без IEEE1394) и Audigy2 NS (внешнее USB 5.1-устройство с поддержкой 24/96).


    Пресет (от англ. preset) - предварительно заданная схема настроек параметров. Пресеты к mp3-кодеру LAME появились не вчера и даже не позавчера. Обратить мое внимание на них заставило событие, мало относящееся к собственно пресетам - выход 21 декабря 2001 года очередной стабильной версии LAME - 3.90. Среди множества новшеств, реализованных в этом кодере за последние полтора года (когда была выпущена предыдущая стабильная версия 3.70), обращают на себя внимание пресеты, параметры которых подбирались с помощью длительных прослушиваний.
    14 апреля 2002 года была выпущена версия 3.92, отличающаяся исправлением пары ошибок. Далее будет описаны особенности именно этой, последней стабильной на сегодня, версии. Для более ранних версий приведенные результаты могут быть неверны - автор предупреждает вас об этом.
    Также достойно упоминания появление в LAME 3.92 ACM-кодека. Это позволяет встроить mp3-кодек на базе LAME в систему Windows: так можно использовать его непосредственно из многих программ - например по работе с видео и звуком видео. Текущая версия ACM-кодека достаточно бедна функционально - в частности поддерживаются только режимы с постоянным битрейтом - однако в виде LAME ACM впервые появилась альтернатива кодеку от Fraunhofer.


    О том, как пользоваться звуковой картой, написано множество книг и статей, в том числе и на нашем сайте. Однако, на этот раз речь пойдет не о том, что уже и без того известно каждому постоянному читателю раздела Мультимедиа, а о том, что называется практикой цифровой звукозаписи. Наверняка любой владелец мультимедийного компьютера рано или поздно приступает к этой увлекательной деятельности. Собственно, для этого (и не только) компьютер и приобретают. Тем не менее, процесс этот не столь прост, и нужно иметь некоторый навык для достижения максимального качества. Цель этой статьи - дать читателям сайта (и владельцам SB Live! среди них в частности) некоторые полезные рекомендации в этой области, которые по тем или иным причинам не освещены в прессе или Сети должным образом.
    Начну с того, что в свое время передо мной встал вопрос сведения моей кассетной фонотеки в MP3 файлы, и я вынужден был потратить не одну ночь для того, чтобы сделать процесс перегона аудиоинформации в компьютер по возможности более качественным и более универсальным для большинства аудиозаписей. Скажу сразу, несмотря на солидный опыт звукозаписи (и аналоговой и цифровой), это, на первый взгляд, невинное занятие потребовало у меня мобилизации многих сил и знаний.
    Однако, пользователь приличной звуковой карты совершенно не обязан (как я) иметь высшее радиотехническое образование, и все же, достойное качество полученной записи требовать вправе. Считаю своим долгом дать аудитории iXBT тот самый минимум информации, который, надеюсь, избавит многих от неприятностей, связанных с оцифровкой аудио (таких как помехи, наводки и т.д). Полагаю, что некоторые сведения в этом материале будут полезны и опытным пользователям. Для того чтобы не выйти за рамки приличия, скажу также, что все написанное ниже - результат обобщения опыта многих людей, но, конечно же, не претендует на истину в последней инстанции. Обоснованная критика от читателей - это всегда хорошо! (Свои отзывы на статьи можно писать и в нашу конференцию О материалах сайта).

    Содержание раздела