Цифровой звук

Тесты


Теперь давайте послушаем - на что же способен этот набор по своему прямому назначению?

Для того чтобы определить качество звучания музыки, мы прослушивали MP3 файлы с композициями в исполнении современных зарубежных поп-звёзд. Довольно глупо было бы предположить, что акустику подобного рода (принимая во внимание габариты колоночек и стоимость) кто-то будет использовать для задумчивого прослушивания классики. Но даже при воспроизведении несерьёзной музыки, звучание, на наш взгляд, было плосковатым. Создавалось ощущение отсутствия запаса мощности (как будто колоночки играли с надрывом и "плакали навзрыд" независимо от относительного уровня громкости). По-видимому, это следствие слишком малых размеров корпуса сателлитов. Положительным моментом можно считать отсутствие пластмассовых призвуков, характерных для большинства аналогичных компьютерных колонок.

Следующим шагом мы перешли к оценке звука в DVD трейлерах насыщенных звуковыми эффектами. Звучание можно охарактеризовать как вполне пристойное, а применение 2-х динамиков в центральном канале делало диалоги хорошо слышимыми. К сожалению, даже на средней громкости недостаточно толстые стенки сабвуфера начинали немного подыгрывать.

И, наконец, последнее испытание - игры. Тестирование мы как обычно начали с 3D шутеров UT и Q3. Как и ожидалось, Rocco 5.1 показал себя совсем неплохо. В подобных играх звук в своём источнике весьма посредственный (11/22 кГц семплы), поэтому чем лучше акустика, тем отчетливее будут слышны дефекты звучания семплов. В данном случае комплект хорошо справился с возложенными на него задачами. Что же касается различных хрипящих и шипящих звуков, то в отсутствие эталона сравнивать довольно-таки трудно, так что слушается всё очень даже неплохо. В играх с более качественными семплами (стратегиях, квестах и пр.) недостатки звучания проявлялись в большей мере. Однако, если не придираться слишком сильно, такой звук вполне может устроить многих пользователей персональных компьютеров.


Ниже приводятся амплитудно- частотные характеристики тестов на нелинейные искажения и шумы, при подаче на вход эталонного синусоидального сигнала частотой 1кГц. Cинусы генерились в wav-редакторе SoundForge 4.5D стандартным генератором Simple Synthesis с амплитудой -3дБ. Такой выбор обусловлен во-первых тем, что в реальности никто не нормализует материал под 0, во-вторых для обеспечения адекватности сравнения результатов, т.к. на многих карточках уже при -2 дБ сильно возрастают искажения. Первая серия тестов приведена для внутреннего кольца карты: "wave-канал->микшер->цифровой вход". Результаты могут быть применимы, например, для перевода MIDI-треков в Audio-треки в секвенсоре. Все остальные источники, эквалайзеры и регуляторы тебра отключены. С выхода цифрового канала сигнал поступает через внутренний микшер (скорее всего у SBLive! сигнал не претерпевает DAD преобразования, т.к. параметры остаются слишком уж хорошими) на цифровой же вход. Называется он по разному. У SBLive! это "What U Hear", у Vortex2 - "StereoMixer Input", у Yamaha, соответственно, "Stereo Out". Для исключения ошибок, тесты проводились довольно длительное время и были выбраны лучшие результаты для каждой карточки. Значения SNR брались невзвешенными. Обычно производители любят указывать значения A-weighting, то есть с учётом особенностей слуха усреднённого человека, и, как бы невзначай, забывают об этом упомянуть. Я считаю такие измерения нечестными - звуку с карты предстоит ещё долгий путь до ушей, и, складываясь на разных этапах, якобы неслышимые шумы могут оказаться черезвычайно значимыми.




Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)

Internal loop, 48000 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00080,00300,0060
SNR, dB88,775,975,0
THD+N, % 0,00630,01500,0175




Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
Internal loop, 44100 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00110,00250,0060
SNR, dB 80,274,274,7
THD+N, % 0,00980,01970,0182
<


Вторая серия тестов - для внешнего кольца: "ЦАП->линейный выход карточки->соединительный провод->линейный вход->АЦП" - заинтересует тех пользователей, которые собираются оцифровывать аудио с линейного входа (к примеру, писать с тюнера музыкальные композиции и сжимать их в mp3). Для измерений был специально спаян шнурок из раздельно-экранированных микрофонных проводов d=6 мм, длиной 10 см, позолоченные разъемы мини-джек производства Тайвань, немного расточенные с торца. Для перестраховки провода были свиты в витую пару. При измерениях прекрасно показали себя, по-сравнению с пласмассовыми, металлические разъемы на SQ и SBLive!. Джеки в них почти не болтались и качания не слишком влияли на уровень шумов. В любом случае, при измерениях по шумам специально находилось наилучшее положения разъёма в гнезде. Кстати, дарю фирме Creative идею - убрать эмуляцию столбчатого анализатора спектра из микшера и внедрить нормальный, для настройки работы выхода на минимальные искажения.




Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
External loop, 48000 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00200,00750,0063
SNR, dB73,273,574,2
THD+N, % 0,02150,02100,0185




Вид тестаИзмеряемый параметрSBLive! Platinum (EMU10K1)SuperQuad Digital PCI (AU8830A2)YAMAHA Audio PCI (YMF724E)
External loop, 44100 Hz sampling, -3dB@1kHzTHD, %0,00180,00800,0068
SNR, dB73,172,574,2
THD+N, % 0,02230,02250,0192
Посмотрим же на АЧХ карт во-втором случае.



Мда… Здесь нас поджидает сюрприз. Я хочу удержать наиболее горячих читателей от соблазна сделать далеко-идущие выводы. Никто не станет оцифровывать аудио таким диким способом с линейного выхода на линейный вход. Стоит отнёсти эти результаты на счёт взаимного влияния выхода на вход кодека (по сути, его фильтров), но и только.

Если выбрать самую удачную АЧХ карточки Yamaha, с неравномерностью +0.5/-1.5 дБ, и провести измерения ещё раз, но уже через её линейный вход, то получится более правдоподобная картина:

Содержание раздела