Цифровой звук

Тестирование музыки


На этот раз вас, уважаемые читатели, ожидает кое-что особенно интересное. "По многочисленным просьбам трудящихся" я со своим помощником устроил довольно обширное "слепое" тестирование нескольких накопившихся за последнее время звуковых карт.

Как мы тестировали. Для тестов использовался компьютер:

  • CPU Intel P3-733EB;
  • MB ABIT BE6-II;
  • SDRAM 128 PC133;
  • CASE IN WIN A700;

с установленными в него 4 звуковыми картами:

  • EgoSys WaveTerminal 2496;
  • Philips Seismic Edge;
  • Creative Sound Blaster Live! Player 5.1;
  • Hercules Game Theater XP.

На самом деле в компьютере одно время стояло даже 5 звуковых карт. Ещё одна - это Genius SM Live 5.1.

Но это был просто прикол, и в тестировании она не участвовала (не очень корректно было бы сравнивать её с как минимум втрое более дорогими соперниками). Чтобы убедиться, что это не шутка, достаточно посмотреть на фото:

    

Сразу уточним: тестирование было действительно слепым. В нём участвовали два эксперта с достаточно развитым музыкальным слухом. У обоих многолетняя практика профессиональной игры на различных музыкальных инструментах и большой опыт прослушивания аппаратуры совершенно различного класса - от Low- до Hi-End. (Последнее важно потому, что эксперты, специализирующиеся только в Hi-End, преднамеренно не слышат разницы в звучании аппаратуры среднего класса, считая её "отстоем по определению".)

Цель эксперимента заключалась в определении того, чем при слепом тестировании субъективно отличаются друг от друга 3 типичные современные звуковые карты средней ценовой категории (от $75 до $200). Для остроты эксперимента между ними случайным образом включалась профессиональная звуковая карта EgoSys WaveTerminal 2496 за $350. Для моделирования реальной звуковой околокомпьютерной обстановки было решено провести две серии тестов: через 2.1-часть деревянной акустики хорошего компьютерного уровня (F&D IHOO 5.1) и на средних по качеству Hi-Fi наушниках (Philips HP600).

Перед началом тестов выравнивалась относительная громкость всех карт и отключались абсолютно все регуляторы тембра, микрофонные предусилители, эквалайзеры и входы в микшере, кроме Wave и Master.


В начале каждой новой тестовой композиции производилось "зрячее" прослушивание на референсной карте WaveTerminal 2496. Затем эксперт слушал в абсолютно случайной последовательности 4 звуковые карты (включая референсную) с интервалом в 30 секунд на переключение текущей карты в Windows и необходимой коммутации. Каждой карте в письменном виде (под пунктами 1, 2, 3, 4) выставлялись оценки по следующей 6-бальной системе:

  • 5 - звучание понравилось чем-то исключительным;
  • 4,5 - очень хорошо, но не идеально;
  • 4 - просто хорошо, слышны недочёты или окраска звучания;
  • 3,5 - в звучании слышны заметные дефекты, но слушать можно;
  • 3 - звучание посредственное, слушать не хочется;
  • 2 - ужасное звучание, слушать совсем нельзя.


В случае необходимости делались какие-то пометки. Результат держался в секрете до самого последнего теста в серии, благодаря чему можно было абстрагироваться от психологических предустановок и сосредоточиться на своих бинауральных ощущениях (хорошее словосочетание, не правда ли?).

С удовольствием хочу отметить, что ниже оценки "4" ни одна карта не получила, все они звучали приятно (хотя и не без нареканий). Тесты проводились в течение 2 часов с перерывом на отдых: они сильно нагружали слух, по-видимому, из-за лежащей на экспертах ответственности. В реальной жизни, скажем, при фоновом музыкальном сопровождении различия между картами незаметны.


Содержание раздела