Цифровой звук

Прослушивание


Подключение обоих наборов осуществлялось с помощью входящих в комплект соединительных шнуров. В качестве источника звука выступала звуковая карта Terratec 6fire DMX, отличающаяся высоким качеством звучания.

В целом звучание набора можно охарактеризовать как неплохое. Хотя в звучании сателлитов и прослушивается характерный пластмассовый оттенок, это не выпирает на передний план, а просто придает звуку своеобразную тембральную окраску. В звучании колоночек наблюдается отсутствие полноценных средних частот - слишком уж малы динамики сателлитов. Хотя, благодаря двойным динамикам, колоночки способны создать неплохую стереопанораму на расстоянии метра друг от друга (или чуть менее).

НЧ-динамик, с выведенным на переднюю панель диффузором, позволяет «захватить» верхнюю часть низких частот. Но при этом его небольшой диаметр не позволяет полноценно воспроизвести диапазон частот ниже 35 Гц. Вместо них слышны лишь некоторые суб-гармоники. Это неизбежно отражается в композициях с насыщенными басовыми партиями. Тем не менее, в звучании сабвуфера на приемлимом уровне громкости никаких призвуков и дополнительных резонансов практически не слышно.

Если сравнивать звучание с классикой - Altec ACS48, то новая модель уступает по качеству звучания старичку. В первую очередь это связано с менее качественными динамическими головками и большим уклоном R&D отдела Altec Lansing в сторону дизайна.


Этот комплект играет чуть хуже предыдущего по качеству, но в играх разница будет несущественна. В звучании также прослушивается своеобразная пластмассовая тембральная окраска, но при этом корпуса колоночек, к счастью, не подыгрывают. Звук достаточно неплохой и не вызывает утомляемость слуха после пяти минут работы.

СЧ-динамики сателлитов этого набора имеют несколько больший диаметр диффузора. Но средние частоты от этого сильно лучше не стали. При воспроизведении нетрудно заметить, что сам диффузор практически не двигается - следствие слишком сильной жесткости гибкого подвеса, видимо рассчитанного на высокую громкость при эксплуатации.

В звучании сабвуфера на приемлемом уровне громкости никаких паразитных призвуков не слышно, несмотря на то, что корпус сабвуфера выполнен из пластика. Но звучание имеет гулкий оттенок. Начало некоторых звуков смазанное, особенно если звуки приходятся в самую нижнюю область низких частот. Это плата за небольшие габариты сабвуфера и его научно-фантастический внешний вид.

Но, наверно, при оценке качества звучания этого комплекта акустики не стоит забывать его основное назначение - игры, с озвучиванием которых он справляется вполне успешно.




Для слуховых тестов использовались два набора акустики (каждый лидер в своём классе мультимедийных 5.1-комплектов на данный момент):

  • набор 5.1-акустики со встроенным 6-канальным усилителем F&D IHOO 5.1;


  • набор 5.1-акустики с шестиканальным 24/96 ЦАПом и DD5.1-декодером Cambridge SoundWorks DTT3500.

Для тестирования и поиска разницы в звучании между Audigy и Live!5.1 мы установили на один тестовый компьютер первую карту, а на другой - вторую. Потом подключили их по аналогу к 2.1 части 5.1-комплекта F&D IHOO и запускали одновременно одни и те же композиции (предварительно сграбленные с CD-DA) на обеих картах. Коммутируя входа с передней панели усилительного блока мы имели возможность мгновенно менять источник сигнала. Тесты показали, что разницы при воспроизведении музыки в формате 16 бит 44,1 кГц между картами Audigy и Live! 5.1 не имелось даже на такой качественной деревянной акустике, как F&D IHOO. Тыловые выходы карт звучали одинаково хорошо. Фронтальные - одинаково явно уступали тыловым в связи с слышимыми искажениями. Ощущалось некоторое уменьшение детальности звуковой картинки.

Рекомендации напрашиваются сами собой: для прослушивания музыки через аналоговые выходы в стерео-режиме на карте SB Live!/Live!5.1/Audigy лучше использовать тыловой выход, при этом ставить карту в режим четырёх колонок, в котором тыл дублирует фронт. Для качественного прослушивания по цифре - те же самые рекомендации. Снять цифровой сигнал именно с тылового канала можно с красного тюльпана, если подключить шнур "стерео миниджек на два RCA-разъёма" к цифровому выходу Live!/Live!5.1/Audigy и переключить карту в режим Digital Output Only (при этом на белом будет фронт).

Ситуация дебильная, согласен, а что делать? По слухам, Creative собирается в октябре прилететь в Россию и привезти с собой технических специалистов. Придётся мне персонально сломать палец тому, кто запрограммировал такую убогость в алгоритмах на фронтальном выходе.

Цифровой выход в драйверах Audigy может работать в трёх режимах: 44,1 кГц, 48 кГц и 96 кГц (настраивается в утилите Device Controls). На удивление, набор акустики DTT3500, разработанный около года назад, поддерживает режим 24 бит 96 кГц и спокойненько воспроизводит в нём музыку через 6-канальный цифровой вход miniDIN! Таким образом, на момент выхода карты Audigy в свободной продаже имеются наборы акустики, которые на 100% совместимы с новыми картами во всех режимах (речь идёт от наборах DTT). Вот это действительно приятная неожиданность!




АС была подключена к звуковой карте EgoSys WaveTerminal 2496 с кодеком AKM AK4524. Тестирование производилось преимущественно в режиме 44100 Гц.

Сразу приятно порадовало, что при работе АС шум самих усилителей практически не слышен (его можно различить, если поднести ухо к ВЧ динамику). При воспроизведении музыки не было замечено никаких существенных недостатков.

Низкие частоты глубокие (до 45 Гц) и достаточно ровные, чего от колонок такого класса трудно ожидать. Отметим, что на ровность частотной характеристики в области низких (и отчасти - средних) частот существенно влияет акустическое оформление помещения, в котором установлены АС. Для большинства комнат без специального акустического оформления ровную на нижних частотах АЧХ можно получить лишь в непосредственной близости от низкочастотного динамика (в пределах 20 см).

Средние частоты зависят от положения АС относительно стен комнаты, но при достаточном удалении от них (50 см) АЧХ становится гладкой.

Верхи звучат очень ровно, что подтверждается частотной характеристикой. Отметим, что при большом удалении точки прослушивания от оси ВЧ динамика происходит завал верхней части слышимого диапазона (выше 12 кГц), но это вполне обычное явление. Поэтому для верного частотного баланса важно, чтобы слушатель находился на оси динамиков.




Для тщательного прослушивания я взял самый сложный для сжатия фрагмент из файла №2: участок длиной около минуты, начиная со второй минуты звучания композиции.

Прослушивание велось слепым методом: автоматически генерируется порядок воспроизведения файлов (на этом этапе я порядка не знаю), слушаются все файлы один за другим, оценивается их звучание по пятибалльной шкале, результаты записываются, по окончании результаты накладываются на сгенерированный на первом шаге список воспроизведения. Процесс повторяется несколько раз для набора статистики (я повторял процесс пятикратно).

Я выставил две оценки. Первая - за передачу высоких частот, что включает в себя временнУю четкость ВЧ сигналов (отсутствие эхо и пре-эхо) и субъективную "прозрачность" звучания тарелок и подобных инструментов. Вторая - четкость передачи стереопанорамы, что включает четкое и верное позиционирование всех инструментов, четкая "ширина" инструмента в стереопанораме.

Оценки выставлены по пятибалльной шкале: 1 - обращающие на себя внимание огрехи, 2 - легко заметные несовпадения, 3 - немного заметные несоответствия, 4 - чтобы заметить разницу, нужно прислушиваться и искать дефекты, 5 - разница практически не слышна и появляется редко. Единица по этой шкале совсем не означает, что такой результат нельзя слушать: просто он содержит заметные на слух дефекты сжатия. Если продолжить эту шкалу, то большинство пиратских CD со сборниками mp3 (CBR 128 kbps, иногда Xing) получили бы от -4 до -2. А звуковые дорожки к фильмам на пиратских CD с DivX редко поднимутся выше -5…

Битрейт указан средний по всему фрагменту. Как уже упоминалось, он не может быть использован для сравнения как критерий качества (что легко увидеть, сравнив его с субъективными оценками). Также указана частота среза для фильтра ВЧ в килогерцах.

Параметры LAME

Передача ВЧ

Передача стерео-панорамы

Битрейт

Частота среза ВЧ

--preset r3mix 3 3 166 19,6
--alt-preset standard 4 4 193 18,9
--alt-preset extreme 5 5 221 19,6
--alt-preset insane 5 4 320 20,3
--alt-preset 192 4 2 193 19,6
--abr 192 -q0 2 3 197 18,9
--preset hifi -v 3 2 160 17,7
--preset cd -v 2 1 187 -
--preset studio -v 2 1 206 -
<

Содержание раздела