Цифровой звук

Подключение


Приведу схему внешних и внутренних разъёмов карты:



Как мы видим, отличительной чертой AU10 (как и многих других карт на чипе FM801) является наличие специального аналогового G9 разъёма,

требующего для своего использования не слишком стандартного для аудиоаппаратуры переходника G9->3 "мама" миниджек.

Цифровые выходы представлены колодкой расширения. Читая пресс-релизы ABIT, я отметил, что в них упоминается оптический цифровой выход,

видимо, расположенный на отдельно подключаемой дочерней плате. Однако тестовый экземпляр такую не имел. Дух инженерной мысли заставил меня найти

на внутренней колодке цифровые вход и выход:



Здесь D - цифровой сигнал (digital signal), G - земля (ground). На некоторых звуковых картах цифровой вход служит для подключения

CD-ROM привода "по цифре". На данной карте от цифрового S/PDIF входа толку не особенно много. Сигнал с обоих приводов не распознался,

видимо, из-за малой его амплитуды: 0,5 Вольта с привода по спецификации S/PDIF, вместо 5 Вольт TTL-уровня. Соответственно, успешно можно подсоединить

только другую звуковую карту, имеющую внутренний S/PDIF выход. Например, для модели CT4830 (звуковая карта SBLive!) сигнал можно снять с вывода S/PDIF#0 (17 и 18 контакта внутренней гребёнки расширения). Что я с успехом и сделал:





А вот цифровой выход, на свой страх и риск, можно подать на внешний ЦАП или ресивер. Однако, если Вы с трудом представляете себе, о чём идёт речь,

и паяльник для Вас это пыточное орудие средневековой инквизиции, то лучше об этом забыть. Иначе Вы сразу же лишаетесь гарантии на всё оборудование,

и есть большой шанс сжечь и карту, и внешний ресивер, ибо выход не буферизован (идёт напрямую c FM801) и имеет нестандартно высокий уровень сигнала.

Для чего всё это нужно? Всё очень просто. Если в системе стоит несколько звуковых карт, то можно соединить карты внутри компьютера "по цифре"

и выводить звук через аналоговые выходы только одной. При этом, не нужно себя утруждать утомительными ручными переключениями на внешней звуковоспроизводящей

части аудио тракта с множеством аналоговых проводов, ползая под столом на четвереньках.

В качестве одиночных разъёмчиков я использовал ненужные "штекерочки" ("обув" их предварительно в изоляцию) от 4-х контактного

разъёма CD Audio. Этот разъём я обычно использую для переделки в 2-х контактный разъём CD Digital, который производители почему-то не любят поставлять

в комплекте со звуковыми картами. Переделка выполняется обрезкой разъёма с двух сторон острым ножом, с соблюдением правил техники безопасности:




Мы подключали комплект тремя шнурами миниджек на два тюльпана, которые не входят в комплект (фирма ABIT опционально может комплектовать свой набор SP-60 специальным шнуром с тремя миниджеками на концах для подключения к любой звуковой карте).

Хотя можно подключать набор и с помощью комплектующих проводов при условии, что у вас стоит звуковая карта AU10 (разъём G9) или если вы используете внешнее 6-канальное USB-устройство UA10 от ABIT. Кстати, в этих двух случаях при минимуме затрат у вас появляется пульт ДУ для управления входящей в комплект устройств лицензионной версией WinDVD 3.0 с поддержкой декодирования DD5.1/DTS.

Длины проводов, соединяющих колонки с сабвуфером, хватит для установки комплекта в комнате любых размеров. Длина шнуров для фронтальных колонок составляет 6 метров, для тыловых - 10 метров, для центральной - 4 метра.




Для связи с компьютером Archos Jukebox Recorder использует интерфейс USB 2.0. Учитывая то, что шина USB 2.0 имеет полную совместимость с младшими версиями USB, можно утверждать, что для работы с PC этому устройству подойдет любой USB порт.

Как обычно, вся процедура сводится к подключению заранее включенного устройства к компьютеру: если вы сначала подключите устройство к компьютеру, а потом включите питание, у вас могут возникнуть проблемы с определением устройства. После подключения система Win98 может попросить у вас драйверы, которые находятся на CD. Однако все новые ОС (типа XP или Win2000) используют "родной" драйвер от Microsoft "Mass Storage Device" и не потребуют от пользователя никаких действий.

Затем устройство появится в системе как съемный жесткий диск. У меня в Win98 ранее присутствовал жесткий диск, подключаемый с помощью шины USB 2.0. При инсталляции Archos Jukebox Recorder, система использовала уже имеющиеся драйверы, и все работало прекрасно. Это позволяет предположить, что в этом устройстве использована микросхема IDE-USB2.0 моста от фирмы In-System.

А вот так плеер отобразился в системном реестре:

На этом, собственно, установка и закончена. Теперь можно перейти непосредственно к впечатлениям от использования устройства.




Для связи с компьютером Archos Jukebox Multimedia использует интерфейс USB 1.1. К сожалению, вынужден констатировать, что это слишком медленный интерфейс для того, чтобы работать с комбайном, использующим в качестве носителя жесткий диск. Подключение комбайна к шине USB 2.0 или Firewire возможно только с использованием внешних интерфейсных модулей. Эти модули упоминаются на сайте компании Archos, но мне не удалось найти ни их фото, ни спецификации. Учитывая то, что этот мультимедиа-комбайн ориентирован на работу с MPEG4-файлами, становится непонятно, почему в него изначально не был интегрирован интерфейс USB 2.0, который обеспечил бы отличную скорость работы и совместимость с компьютерами, оборудованными старой версией шины USB 1.1. Ну а Firewire действительно можно было реализовать дополнительным модулем, так как распространенность этой шины несколько ниже.

Как обычно, вся процедура инсталляции сводится к подключению заранее включенного устройства к компьютеру: если вы сначала подключите устройство к компьютеру, а потом включите питание, у вас могут возникнуть проблемы с определением устройства. После подключения система Win98 может попросить у вас драйверы, которые находятся на CD. Однако все новые ОС (типа XP или Win2000) используют «родной» драйвер от Microsoft «Mass Storage Device» и не потребуют от пользователя никаких действий. Очень интересно у комбайна сделана индикация того, что по USB передаются данные. На экране во время передачи данных светится вот такая надпись.

Затем устройство появится в системе как съемный жесткий диск.

Как и все предыдущие комбайны на основе жестких дисков от компании Archos, это устройство при подключении к компьютеру представляется обычным жестким диском, и пользователь может эксплуатировать его без каких-либо ограничений. На этом, собственно, установка и закончена. Теперь можно перейти непосредственно к впечатлениям от использования устройства.




Подключение 5.1-акустики по аналоговым или цифровым выходам не претерпело изменений по сравнению с Live!5.1. По прежнему приходится выбирать одно из двух видов подключения. В случае Audigy вопрос этот не праздный: предпочесть ли внешние преобразователи в наборах DTT от Creative и подать сигнал по цифре или лучше использовать внутренние 24/96 преобразователи?

Внешние входы/выходы карты вместе с дочерней платкой:

Хорошо видны входные и выходные разъёмы миниджек, а также 2 разъёма SB1394 (на самом деле разъём стандартный и полностью соответствует спецификации IEEE 1394). Широкий разъём с тремя рядами контактов служит для подключения внешнего модуля. Во второй порт SB1394 включается провод, также идущий к внешнему модулю.

Передняя панель модуля Audigy Drive не содержит ничего необычного:


  • оптические и коаксиальные входы/выходы;
  • выход на наушники (разъёма 1/4"-джек) с регулятором громкости - удобнейшая вещь для прослушивания музыки в вечернее время;
  • микрофонный вход 2 с регулятором уровня усиления, переключающим его в линейный вход 2 в крайнем положении;
  • стерео RCA разъёмы входа для подключения бытовой аудио-видео аппаратуры Aux in 2;
  • MIDI in и MIDI out в формате miniDIN для миниатюризации, в комплекте идут переходники на "взрослые" DIN-разъёмы;
  • SB1394 порт для подключения цифровых видеокамер и прочих высокоскоростных цифровых устройств.

Внутренние разъёмы карты:

Основная карта соединяется с "дочкой" очень широким шлейфом стандартного вида:




Подключение происходило входящим в комплект проводом, длина которого составляет 3,5 метра. Звуковой сигнал воспроизводился звуковой карточкой Terratec DMX 6fire.

Приятным моментом у этого набора является отсутствие щелчков при включении и выключении.




Подключение осуществлялось комплектным соединительны проводом (миниджек на миниджек), длина которого составляет два с половиной метра. Музыкальный сигнал при тестировании воспроизводился звуковой карточкой Creative Audigy2 Platinum.




Как уже говорилось, комплект имеет полноценный 6-канальный аналоговый вход на основе разъёмов миниджек. Это позволяет подключить к нему любую звуковую карту - стерео, четырёх или шестиканальную. При этом происходит автоматическое распознавание источника сигнала. Сабвуфер работает во всех режимах. Для стереоустройств есть также один дополнительный вход (Aux).


Задняя панель сабвуфера Creative MegaWorks 510D

Цифровой вход выполнен в виде разъёма 4-контактный миниджек. Поэтому Creative не рекомендует подключать к нему звуковые карты, отличные от Live!5.1 и Audigy.

На задней панели сабвуфера имеются также вход для проводного регулятора громкости, отдельный регулятор уровня басов сабвуфера (Bass +/-), включатель уменьшения высоких частот (Treble Flat/Reduce).




Декодер можно подключить практически любым способом. Имеется два аналоговых (и стерео mini jack, и RCA) и два цифровых (coaxial, optical) входа. Вспоминается популярная фраза из инструкции для дудлов: "Вам не нужно заботиться о том, какой тип цифрового выхода имеет ваша звуковая карта. Просто возьмите шнур и соедините звуковую карту с декодером". Декодер имеет три аналоговых выхода стерео mini jack (FL/FR, RL/RR, CEN/SUB)* и один девятиконтактный miniDIN (G9) для подключения к акустике от той же фирмы.

* И давайте сразу договоримся: подключать декодер к внешней активной 5.1 акустике следует тремя шнурами "стерео mini jack на 2 тюльпана", и никто не будет присылать мне письма с вопросами "куда сувать", окей? А то очень хочется ответить неприлично... :)




Extigy имеет весь стандартный набор разъёмов для подключения различных устройств. В отличие от внешних модулей к звуковым картам Live!/Live!5.1/Audigy Platinum, где наблюдался некий «закос» под профессиональную технику, все разъёмы на Extigy имеют бытовой формат стереоминиджек.

На передней панели расположены наиболее часто используемые разъёмы - линейный и микрофонный входы. Каждый из этих входов имеет отдельный АЦП, что, впрочем, не даёт каких-либо преимуществ, так как устройство на запись, увы, только одно. Для микрофонного входа предусмотрен аналоговый регулятор уровня. Выход на наушники имеет интересную особенность - при включении миниджека в гнездо электронный ключ автоматически прекращает подачу сигнала на колонки. Оптические вход и выход в первую очередь порадуют обладателей MD-плееров и игровых приставок от Sony.

Ручка уровня громкости выполнена в виде электронного регулятора, который поворачивается на небольшие фиксированные положения без ограничения угла вращения. Рядом с ним расположен включатель режима CMSS - Creative Multi Speaker Surround.

На задней панели находятся выходы для подключения комплекта активной акустики - аналоговые в виде трёх миниджеков и цифровой в виде 4-контактного миниджека, стандартного для звуковых карт Creative. Здесь же расположен цифровой электрический вход в виде разъёма RCA. MIDI-вход и выход представлены стандартными полноразмерными гнёздами DIN-5.

Ещё раз отметим отсутствие интерфейса IEEE1394 или - в исполнении Creative - SB1394. Если нужен IEEE1394 и внешний блок с максимальным числом различных интерфейсов, больше подойдёт Audigy Platinum или Audigy Platinum eX.




Производитель для удобства подключения каждому разъему присвоил свой цвет. Но, кроме этого, он лишил нерадивого пользователя возможности подключить правый сателлит в разъем левого сателлита и наоборот.

Разъемы на проводах сателлитов

Если вы внимательнее присмотритесь к фотографии задней панели сабвуфера, то обнаружите перед разъемами рельефность (у разъема правого сателлита квадрат, у левого - треугольник). В свою очередь, разъемы на проводах имеют соответствующие профили.




Для подключения использовались два тестовых компьютера. Первый, с установленной звуковой картой SoundBlaster Live! 5.1, подключался к DTT3500. Второй, с Audigy на борту - к Inspire 5700. На фото в центре - сабвуфер из набора Inspire 5700, по бокам в качестве подставок - активные студийные мониторы ближнего поля Event 20/20 bass (не входят в комплект), 17-дюймовые CRT-мониторы Iiama и LG, а также клавиатуры Mitsumi Ergo Classic используются для масштаба.


Inspire 5700 (слева) лицом к лицу с DTT3500 (справа)

Для подключения своих собственных карт Creative предоставляет очень классную возможность: соединить устройства по цифре специальным 3-канальным (4-контактным) проводом с разъёмом, который они назвали "Digital DIN". Это наиболее приятная фишка при сочетании устройств от одного производителя - Creative. В настоящее время такой возможности больше не предоставляет никто.

Одним концом такой провод включается в разъём Digital Out у звуковой карты, другим - в Digital DIN декодера акустики. Всё! Больше никаких других подключений выполнять не нужно. При этом звуковая карта навсегда переключается в режим Digital Output Only, а декодер - в режим Digital DIN Multichannel. Это открывает возможность передачи 6-канальной информации при воспроизведении музыки и игр в формате PCM 16 бит 48 кГц без использования кодирования алгоритмами сжатия с потерями (DD5.1/DTS). То есть по трём проводам + земля передаются 6 PCM потоков. В случае с Live! 5.1 - на фиксированной частоте 48 кГц, для Audigy частоту работы цифрового выхода можно выбирать из ряда: 44,1 кГц, 48 кГц или 96 кГц. Дабы избежать лишних передискретизаций мы рекомендуем остановится на 48 кГц, хотя DTT 3500, также как и Inspire 5700, "понимают" формат входного сигнала вплоть до 24 бит 96 кГц.

Далее, возможны 3 варианта декодирования звука в формате DolbyDigital 5.1: с помощью программного DVD-плеера, с помощью драйверов карты (например, для потока с аппаратного MPEG-2 декодера Creative Dxr3, он же Holliwood+) или же с помощью внешнего декодера из комплектов акустики.




Разноцветная маркировка разъемов значительно облегчает процесс подключения. К примеру, для правого фронтального спикера все штекеры (на колонке, проводе, усилителе) - красного цвета. Длина проводов вместе с входящими в комплект удлинителями достигает шести метров.

Конфигурация тестового компьютера:

  • Звуковая карта Сreative Sound Blaster Live! Player 5.1

При подаче звукового сигнала на стереовход играют только пять колонок: две фронтальные, две тыловые и сабвуфер. Из центрального спикера в это время доносится едва слышимый шумок (результат работы дешёвых усилительных микросхем). Необходимо иметь в виду, что вход TV IN работает только тогда, когда переключатель "4.1/5.1" находится в режиме работы шести каналов (5.1). Эффект-процессор у J-9906 отсутствует, поэтому тыловые спикеры в этом режиме всего лишь дублируют фронтальные.

Нас очень заинтересовала возможность подключения четырехканальных карт (4.1), ведь в активной 5.1-акустике такой режим встречается крайне редко. При его включении индикатор питания, находящийся на передней панели, меняет цвет с белого (шестиканальный (5.1) режим) на красный (пятиканальный (4.1) режим). Это очень удобно: не приходится наклоняться к задней панели сабвуфера (обычно стоящего на полу), чтобы определить положение регулятора. Само переключение при некоторой сноровке можно производить на ощупь.

В режиме 4.1, как и следовало ожидать, играют следующие колонки: два фронтальных спикера, два тыловых и сабвуфер. Запустив тест, по очереди подающий звук на все каналы, мы определили, что звуковой сигнал, издаваемый сабвуфером, представляет собой низкие частоты, взятые от фронтальных колонок.




Расставив все колоночки перед собой, мы с нетерпением стали подключать их к компьютеру. Однако здесь мы столкнулись с рядом неудобств. При подключении R-565 через аналоговые выходы шестиканальной звуковой карты вам придется приобрести дополнительные шнуры с переходниками. Дело в том, что для аналогового шестиканального подключения в комплект наборов входит лишь провод "мини-DIN на шесть RCA". Звуковая карта, как вы знаете, имеет разъемы миниджек. Поэтому понадобятся три шнура "миниджек на стерео-RCA" и переходники "стерео-RCA (мама) на стерео-RCA (мама)".

А как же подключение с помощью провода с разъемами мини-DIN на обоих концах? Ведь некоторые шестиканальные звуковые карты (как, например, Genius Sound Maker Live 5.1, ABIT AU10) имеют выход мини-DIN, почему бы его не использовать?

Мы попытались подключить комплект R-565 таким образом. После запуска теста шести каналов обнаружилась путаница: тыловой левый спикер воспроизводит фронтальный правый сигнал, фронтальный правый вообще молчит… Ответ очевиден: несоответствие распайки штекеров передаваемым сигналам (к нашему сожалению, они не разбираются).




Для подключения к комплектам 5.1 акустики понадобятся 3 стереошнура с разъёмами миниджек на концах (обычно они поставляются в комплекте с колонками или же, при желании, легко приобретаются в ближайшем аудиомагазине). Одним концом эти шнуры подключаются к входящему в комплект переходнику, а вторым - непосредственно к усилителю или ресиверу. Идея промаркировать специальными ярлычками выходные разъёмы у этой карты показалась нам весьма удачной.




В комплект входит шнур (стерео mini jack на два тюльпана) длиной 1,5 м. Если планируете подключение к телевизору, то вам скорее всего придется поискать провод с разъёмами RCA на обоих концах.

Конфигурация тестового компьютера:

  • звуковая карта Сreative Sound Blaster Live! Player 5.1 :)




В комплект входят достаточно качественные многожильные провода для подключения колонок. Разъёмы проводов к колонкам на сабвуфере имеют довольно удачную конструкцию - здесь стоит не привычная пружина, а защёлка.

Несмотря на наличие только многоканального входа, даже при стереосигнале сабвуфер также участвует в воспроизведении звука.




Подключить набор можно по аналогу или по цифре. В последнем случае имеется как электрический коаксиальный, так и оптический вход.

Мы протестировали работу набора со звуковыми картами Creative Audigy Platinum eX и Terratec DMX 6fire. В обоих случаях успешно работало подключение по цифре со всех возможных цифровых выходов.




Так же, как и у IHOO выходные разъёмы SVEN 988 выполнены на манер компонентной Hi-Fi аппаратуры и доставят немало мучений при подключении проводов для людей с кривыми руками. Ребята, говорю сразу: эти колонки не для вас, либо заранее готовьте пиво для специалистов по подключению Hi-Fi акустики. :) А если учесть, что и проводов "миниджек на два тюльпана" для подключения к компьютеру не предусмотрено, то по сему поводу фирму SVEN стоит возлюбить как сидорову козу и затем поставить в угол! :) Однако таких проводов не предусмотрено ни в одном наборе активной 5.1-акустики, с которыми бы я встречался. Я лично проблем в том не вижу: найти или спаять 3 таких проводочка обойдётся максимум в 100 рублей. Торговым компьютерным фирмам я советую заранее заботливо заготовить на этот случай PC-connection bonus pack. (К слову, ответственный представитель фирмы SVEN уже пообещал всю акустику в новой партии комплектовать необходимыми шнурами).

И не спрашивайте меня, пожалуйста, как решить проблему с подключением этого комплекта к компьютеру через цифровой S/PDIF интерфейс. Потому как для подключения через такой интерфейс нужны 3 вещи:

  • Чёткое понимание, что это вообще такое и зачем это нужно (см. FAQ по цифровому представлению звуковых сигналов);
  • Передающее устройство с выходом S/PDIF out и принимающее устройство с входом S/PDIF in;
  • Качественный соединительный провод и прямые руки для обеспечения надёжного контакта.
  • Также не нужно меня спрашивать, почему сабвуфер и центральный канал начинают шуметь и пищать при подаче на аналоговый вход цифрового S/PDIF-сигнала, снятого с "Digital Out" карты Live!Value. Это, мои дорогие, к доктору. В кабинет №10 с надписью "психиатр". Я - это не он, а он - это не я. Надеюсь теперь всем всё стало ясно.

    А если серьёзно, то к 4-канальной карте подключить 5.1-акустику никак не получится. С другой стороны, если у человека есть деньги на SVEN 988 и DVD-диски по $30, то уж хотя бы Live!5.1 то он может себе позволить.

    При подключении к Live!5.1 и Audigy в отличие от случая с подключением IHOO сигналы на центр и саб соответствуют той же самой цветовой маркировке тюльпанчиков.

    Комплектные соединительные провода сделаны из многожильного медного провода, ровно 1 мм в сечении, в гибкой пластиковой изоляции достаточно неплохи, а также имеют большой запас по длине (около 8 метров на тыловые колонки и около 4 метров на фронтальные). Больше ничего примечательного по подключению сказать нельзя.

    Надеюсь, что у вас ещё остались силы на самое интересное? :) Тогда переходим к слуховым тестам.




    Длина соединительных проводов для подобного набора более чем достаточна: на фронт - порядка 3 метров, на тыловые сателлиты - 9 метров. Длина специального одиннадцати-жильного шнура для подключения центрального спикера равна 3,5 метрам. Что касается изоляции (на фронт и тыл), то она относительно твердая и её толщина вместе с контактом равна двум миллиметрам.

    После подключения к Live!5.1 по цифре никаких трудностей в работе декодера выявлено не было. Наши опасения относительно возможной несовместимости по цифре с картами Creative (как это было с изделиями Jazz на аналогичной микросхеме ресивера-декодера), к счастью, не подтвердились! Комплект отлично работал как при воспроизведении музыки CD и MP3, так и в DVD-фильмах.




    У карты есть одна особенность: для подключения к комплектам 5.1 акустики понадобятся не 3 стереошнура, как обычно, а четыре. Центр и сабвуфер разведены на отдельные моно миниджек разъёмы. Одним концом эти шнуры подключаются к входящему в комплект переходнику, а вторым - непосредственно к усилителю или ресиверу. Идея двойной маркировки (ярлычками и цветом) выходных разъёмов этой карты показалась нам удачной.



    Содержание раздела