Цифровой звук

Музыка


Тестируемый комплект будет хорошим выбором для прослушивания современной танцевальной и поп-музыки с насыщенными басовыми партиями. Благодаря сабвуферу даже на небольшой громкости можно получить мощный, глубокий бас. Довольно качественные сателлиты хорошо передают весь возложенный на них диапазон средних и высоких частот, создавая равномерное звуковое поле в довольно большой области пространства. Оттенок звучания всё равно является несколько специфическим, но, в отличие от многих наборов компьютерной акустики, не вызывает отрицательных эмоций. Что характерно для всех моделей акустики Creative, звучание сателлитов точное и подчёркнутое. Из-за большого кол-ва звукопоглотителя так раздражающий пластмассовый призвук полностью отсутствует. На небольшой и средней громкости нет ощущения кричащего звука. Сабвуфер играет слитно с сателлитами.


Для прослушивания музыки мы подавали сигнал по цифре со звуковой карты Aureal SQ Digital и сравнивали ее звучание с таковым у звуковой карты Live! Value и Live! Player 5.1. Воспроизведением занималась активная акустика F&D IHOO 5.1. В качестве тестовых композиций использовалась музыка всех жанров: от классики до попсни, от mp3 128 кбит до фирменных CD-DA. Да-да, не удивляйтесь: mp3 композиции с низким битрейтом - неплохой тестовый материал. Так как сигнал там изначально изгажен несовершенством алгоритмов lossy compression, то любое дальнейшее преобразование резко ухудшает субъективное впечатление от звука. А ведь у пользователей очень часто имеется подобная коллекция музыки на винчестере или на компактах.

Звук DE-005 на музыкальных композициях напомнил мне (в хорошем смысле этого слова) по характеру звучание карты Santa Cruz (если помните, там тоже применены 20-битные кодеки от CS). По сравнению с множеством 18-битных кодеков звуковых карт (Sigmatel, Wolfson), звучащих одинаково плоско и скомкано, 20-битные кодеки от Crystal, конечно же, не обладают заявленной битностью эффективно (и вообще никак ей не обладают, так как по сути однобитные дельта-сигма), но имеют очень приятные достоверно звучащие верха и некоторую прозрачность (у Санты это происходит в ущерб достоверности - джаз и классика противопоказаны). Видимо, это следствие фирменных хитростей качественного восстанавливающего цифрового фильтра. Кстати, на одном сайте злобного немецкого меломана, мастера покритиковать всех производителей и попаять на досуге, я наткнулся на переделку Лайва с заменой штатного Sigmatel-овского кодека на подобный от Crystal Semiconductor. Благодаря единому стандарту AC'97 такая процедура имела успех, а сам автор переделки заверял, что всё потом работало, а характеристики карты немного улучшились. Последняя новость: на Украине были замечаны Live! с кодеком от 4297А - JQ (или наш читатель перепил горилки, или одно из двух). Рваться в бой за такими картами не советую, однако keep in mind, как говорят французы.

Перед началом тестов я был морально готов дать заключение, что "разницу в звучании с мейнстрим звуковухами вы услышите только на дорогих системах", но был весьма озадачен заметной разницей в звучании в лучшую сторону даже на такой недорогой деревянной акустике, как F&D IHOO 5.1. Звук был также заметно лучше, чем у Santa Cruz (с её амбициями на 20-битный звук). Видимо, серия KQ у CS действительно более качественная (у Санты стояли JQ c 14-битными эффективными характеристиками). Да и вчетверо больших размеров кодек, расчитанный на Hi-Fi consumer аппаратуру, сказал своё веское слово. Однако, учитывая цену DE-005, нельзя сказать, чтобы его звучание поражало своей эксклюзивностью. Скорее оно соответствует ожидаемому от данного аппарата уровню качества.




Для прослушивания музыки и оценки качества воспроизведения использовались различные композиции, от попсы до джаза. Сразу скажу, что различия в звучании DTT3500 и Inspire 5700 были практически незаметными. Поэтому сказанное ниже относится к обоим комплектам.

Акустика звучала, в принципе, неплохо для своего класса. На малой громкости колоночки без проблем создают равномерное звуковое поле вокруг слушателя, хотя направленность колонок имеет очень большое значение. Такие маленькие динамики рассчитаны на комфортное прослушивания только одним человеком - пользователем, сидящим за компьютером. Если компьютер не стоит в комнате (или уголке) 2 на 2 метра тыловые сателлиты вешать на стену смысла большого не имеет. Лучше уж использовать стойки или поставить колоночки с боков, раздвинув их на максимальное расстояние. При этом фронт лучше сдвинуть поглубже и направить в сторону слушателя. Центральный динамик можно поставить на монитор, как это сделали мы, либо между клавиатурой и монитором. Для этих двух вариантов к центральной колонке в комплекте идут две разных подставки: одна поднимает ось колонки вверх, другая - вниз.

Как обычно, лучше всего на обоих комплектах акустики звучали перекомпрессованные поп-композиции с небольшим динамическим диапазоном. Типичный пример - Destiny's Child, альбом "Survivor". Для проверки глубины баса использовалась композиция "Stan" с невыносимым, на мой вкус, "кудахчущим" исполнителем Eminem, но зато с мощной басовой партией. Также использовалась классическая вещь с ломаным ритмом и низкими басовыми ходами Olive "You’re Not Alone" с более приятным для меня мелодичным женским вокалом. Несмотря на различную конструкцию, оба сабвуфера играли приблизительно одинаково, успешно справляясь с возложенными на них задачами. В одних композициях высота основного тона басовой партии легко определялась, в других же исполнение одинаково смазывалось. На фоне пародийных сабвуферов других компьютерных колонок с более низкой ценой звучание было весьма и весьма достойным.

Очень сложной оказалась настройка частоты среза фильтра сигнала на сабвуфер на звуковой карте Audigy, а также использование функции Bass Redirection. Эти опции, по идее, позволяют более точно подобрать распределение сигнала между сабвуфером и сателлитами, у которых явно слышимые низкие частоты начинаются с отметки от 100 Гц и выше. В общем, тут невспаханное поле для экспериментаторов, любящих покрутить ручки различных настроек и эквалайзеров/улучшайзеров.






Набор Inspire 6700 продемонстрировал характерное для всей акустики Creative фирменное звучание, со своими плюсами и минусами. Колоночкам в режиме стерео вполне по силам создать неплохую стереопанораму, хотя и с несколько узковатой диаграммой направленности и специфической окраской звучания. Конечно же, прослушивание музыки на колонках Creative предполагает задействование на звуковой карте алгоритма CMSS 3D, расширяющего стерео на 5.1 или даже 6.1. Владельцев наборов Creative Inspire 5000-й серии наверняка интересует, есть ли существенная разница в звучании более старшей модели Inspire 6700? Хотя усилитель и был модернизирован, но так как сателлиты остались точно такие же, звучание не претерпело существенных изменений.

В звучании сабвуфера сильных искажений и бубнения на невысоком уровне громкости не слышно. В наборе Inspire 6700, как и во всех новых моделях 5000-й серии, применён сабвуфер с улучшенной акустической схемой. За счет фазоинвертора сабвуферу удаётся более полней охватить нижний диапазон воспроизводимых частот. Как следствие этого, бас насыщенней. А несколько смазанная атака ? следствие скорее компромиссного решения на уровне применения НЧ-динамика.

Исходя из услышанного можно определенно сказать следующее: колоночки более чем сгодятся для прослушивания музыки в формате MP3 на средней громкости на вашем рабочем месте в условиях компьютерного уголка, при этом не утомляя слух долгое колличество времени. Звучание набора вполне типично для комплектов Creative: достаточно сбалансированное и ровное, если не придираться к специфичной тембральной окраски сателлитов.




Ну и теперь самое главное, ради чего, собственно, все и затевалось, а именно ? воспроизведение музыки. Если по удобству управления и некоторым "наворотам" продукт от Kenwood несколько уступает своим менее именитым конкурентам (по крайне мере, некоторым), то вот с качеством звука все обстоит просто замечательно. Звук ровный, четкий, прозрачный (это что касается несжатых CD-DA). Воспроизведение MP3 также на высоте. Из всех плееров, что я слышал (iRiver IMP90 и IMP100, D-Pro, NAPA, Lenoxx), Kenwood мне показался лучшим. Это, конечно, субъективные впечатления, и доказать их с цифрами в руках я не смогу. Также впечатляет громкость звука: аппарат играет действительно громко, никакого дискомфорта в метро или иных шумных местах не ощущается, все слышно даже не на полной громкости. В руководстве пользователя даже приведена таблица под заголовком "Мы хотим, чтобы Вы наслаждались музыкой всю жизнь…" и с уровнями шумов, опасными и безопасными для человеческого слуха. Весьма познавательно :)

При воспроизведении аудиодисков можно выбрать объем буфера D.A.S.C. (Digital Anti-Shock Circuit ? система фирмы Kenwood, для защиты от сбоев) 10, 40 секунд, либо полностью ее отключить. Качество звука при включенной защите немного снижается. При воспроизведении МР3 запись в буфер DASC включается автоматически и составляет 110 секунд звуковой информации при скорости передачи 128 Кбит/с и частоте дискретизации 44.1 кГц. Как известно, виброустойчивость зависит не только и не столько от объема буфера плеера, но и от качества механики. С этим параметром все замечательно. Сбить луч с дорожки непросто. Воспроизведение не "заикается" при ходьбе с плеером на поясе, и даже выдерживает бег трусцой. Впрочем, конечно, при желании можно озадачить и эту систему. Хотя для этого мне пришлось довольно продолжительное время трясти плеер в руках под разными углами.

Как видно из спецификации, плеер умеет воспроизводить файлы формата WMA (Windows Media Audio) и MP3 (MPEG1 Layer3).


Музыка на тестируемом комплекте акустики звучит хорошо, однако за свои немаленькие деньги, порядка $400 хотелось бы и лучше. Вообще, для компьютерных колоночек ? звучание отличное, но по абсолютной шкале ? хотелось бы чуть получше.

В основном причина недостатка кроется в высоких частотах. Так как твитера в сателлитах нет, самые верхние высокие прослушиваются плохо. Отсюда возникает характерное недостаточно детальное звучание. Кроме этого, во всем воспроизводимом динамиком диапазоне высоких частот присутствуют ощутимые искажения, которые придают звучанию некоторую тусклость и даже ощущение песка в звуке. Что касается среднего регистра, то можно отметить довольно ровный и не кричащий оттенок. Как вы знаете в дешевых динамических головках гибкий подвес обычно изготовлен из вспененного полимера и очень жесткий. Здесь же он выполнен из резины и достаточно мягкий. Тем не менее, звучание сателлитов остается в категории «специфичное». И даже не по причине отсутствия высоких. Просто применяемый динамик полноценных средних выдать, к сожалению, также не может.

Звучание сабвуфера нас порадовало больше ? очень чистое, без искажений, посторонних призвуков и дребезжания. От того, что усилительный тракт вынесен за пределы корпуса, звук явно выиграл в качестве. При прослушивании тестового материала складываются ощущения, что запас по громкости не имеет предела. Для комфортного прослушивания музыки саба хватает уже при его уровне громкости в 10-20%. Пожалуй единственный недостаток выражен в том, что в его общем звучании уровень инфранизких частот все же превалирует, хотя диффузор НЧ-динамика и выведен на переднюю панель. Но, очевидно, что этот недостаток в следующем тесте как таковой не проявится.

Слуховые тесты также выявили, что режимы ProLogic II Movie и ProLogic II Music в звучание некоторых каналов добавляют эффект реверберации. Хочется отметить, что реализованы они довольно качественно, но музыку предпочтительнее все же слушать в режиме стерео.




Если IHOO получил за музыку твёрдые 4 балла, то SVEN988 получает 4 с минусом. У меня возникло ощущение, что верхние басы колонка не воспроизводит вовсе, а середину чересчур выпячивает. Ситуацию даже не спасают неплохие верха. Акустическая схема "закрытый ящик" (при довольно необычном отсутствии фазоинвертора) сделали своё подлое дело. Плюс колонок в том, что их, в отличие от сателлитов IHOO, можно смело вешать на стену (для чего на задней панели имеется соответствующая перевёрнутая замочная скважина под шляпку шурупа). Если на IHOO сабвуфер через стереовходы играл чересчур громко, так что приходилось устанавливать 15-20% его громкости максимум, то здесь на 50% отметке баса как-то не хватало. Так было при установки колонок в небольшой, довольно заглушенной комнате. При установке в более просторные апартаменты и возможности прибавить громкость, колонки зазвучали гораздо лучше. Однако схема 2.1, в отличие от IHOO, на 988 не очень подходит для прослушивания музыки. Гораздо лучший результат достигается при схеме 5.1 на 6-канальной карте с подстройкой громкости каждого канала раздельно. К счастью, для любой современной звуковой карты - это не проблема. Итак, при использовании режима 5.1 (да с хорошей звуковой картой) и достаточном объеме помещения акустика играет уже на оценку 4.

Сабвуфер надо двигать по комнате и найти ему лучшее место расположения, для достижения лучших басов. Не помешает Live!5.1 или Audigy для любителей тонкой подстройки частоты разделительных фильтров между сигналами на саб и сателлиты. К слову, сам саб показался мне не очень музыкальным, в том плане, что имеет на слух нехватку верхнего баса, и какую-то вялую (по меркам Hi-Fi) атаку. (А может такие придирки просто возникли из-за привычного характера звучания сабвуфера IHOO в моей лаборатории или после привычного слуху стоящего в гостиной помимо всего прочего активного саба JPW SW40 Hi-Fi/Hi-End категории за $450. Для справки, цена только за один сабвуфер, без телевизора в комплекте, но зато производства страны любителей овсянки). :) К счастью, и что намного важнее нехватки каких-либо частот, никаких фазовых проблем с сабвуфером замечено не было. А это говорит об отсутствии усердия разработчиков схитрить, чтобы улучшить формальные характеристики, вроде неравномерности АЧХ.

В целом SVEN988 слушается ничего, особенно если речь идёт о MP3-файлах 160-192 кбит/c, содержащих хрип и булькание, которые колонки милостиво скроют от слушателя. Однако для музыки, особенно тяготеющей к живому исполнению, для точной передачи всех оттенков звучания всё-таки предпочтительнее акустика, более близкая к полочной акустике Hi-Fi. Увы, красивый дизайн (особенно в случае PC-акустики) редко способствует качественному звуку.



Содержание раздела