Цифровой звук

Измерения АЧХ


Измерения проводились по единой методике программой RMAA-AE версии 3.2.


АЧХ фронтального спикера SP-60,

измеренная на оси динамика


АЧХ фронтального спикера SP-60,

измеренная на оси под углом 30 градусов

Ввиду сильного влияния направленности на АЧХ для сателлитов, желательно устанавливать их, направляя на слушателя.

АЧХ центрального спикера SP-60,

измеренная на оси динамика

Как видно, графики АЧХ сателлитов довольно сильно изрезаны, хотя и не больше, чем у любых другие мультимедийные колонок.


АЧХ сабвуфера SP-60

К АЧХ сабвуфера претензий нет. Однако во время тестов на некоторых частотах ощущалось наличие громких паразитных призвуков. Так называемый эффект "хрюкания" корпуса сабвуфера.




Тестирование происходило по устоявшейся методике, изложенной, к примеру, здесь.


АЧХ спикера ACS48 с защитной сеткой




АЧХ спикера ACS48 без защитной сетки

Как видно из графиков, защитные сетки не сильно влияют на АЧХ, при этом заметно небольшое сглаживание в области высоких частот. На слух, это выражено некоторым уменьшением прозрачности звучания, что особенно ощутимо на верхах.

В реальности человеческие уши не направлены непосредственно на диффузор динамиков, поэтому мы приведем АЧХ при положении измерительного микрофона 30 градусов к оси. Это стандартный тест на влияние направленности колонок.


АЧХ спикера ACS48, измеренная под 30 градусов к оси

100Гц - 18кГц +/- 6дБ. Да, подобный показатель АЧХ очень неплох. Но не надо забывать, что одной только ровной АЧХ недостаточно. На восприятие также сильно влияет фазовая точность и количество искажений в сигнале.

Посмотрим на АЧХ сабвуфера. Для её измерения подавался сигнал swept sine (синусоидальный сигнал с постоянной амплитудой, нарастающий по частоте по логарифмическому закону).


АЧХ сабвуфера ACS48 со стороны динамика


АЧХ сабвуфера ACS48 со стороны фазоинветора

Надо отметить, что АЧХ сабвуфера имеет очень неплохие показатели: графики ровные, без пиков и провалов. То же самое подтверждает и прослушивание.




Измерения проводились по единой методике программой RMAA AE 3.2.


АЧХ фронтальной колонки IHOO 5.1 в сравнении с F&D YF-IA

Провал в области 2-5 кГц - это плохо, но не смертельно. По крайней мере, в звуке нет сильных искажений тембра, лишь лёгкая окраска. Зато имеется довольно ровная (+/- 3 дБ) середина и верха. Отличия между колонками по АЧХ - практически никакого. На слух разница также лежит на грани ощущаемости.


АЧХ сабвуфера IHOO 5.1


АЧХ сабвуфера F&D YF-IA

По результатам измерений сабвуферов лидирует F&D YF-IA, показавший больший диапазон воспроизводимых частот. Однако на слух сабвуфер IHOO 5.1 показался нам немного более приятным, так как играет с большей отдачей и почище. Никакого противоречия здесь нет. Просто АЧХ не является единственным и достаточным критерием, по которому можно полностью судить о качестве звучания акустики. Кроме того, в музыке очень мало частот от 20 до 50 Гц. Этот диапазон актуален больше для озвучивания взрывов в DVD-фильмах, где не так важна тембральная окраска и количество искажений. Там главное, чтобы зрителя на кресле подбрасывало. :)




Измерения проводились по единой для всех тестируемых колонок методике программой RMAA AE 3.3.


АЧХ и КГИ сателлита XPS510

Судя по графику АЧХ, уверенное воспроизведение происходит только в диапазоне 350 Гц - 15 кГц. Хотя неравномерность составляет +/-6 дБ (что для подобного комплекта акустики вполне приемлемо), заметны большая изрезанность на высоких частотах и горб в районе 2 кГц. Вместе с тем надо отметить отсутствие во всем рабочем диапазоне резонансов на графике коэффициента гармоник.


АЧХ и КГИ сабвуфера XPS510

Тестирование сабвуфера проводилось на довольно высокой громкости. Как видно по графикам, рабочим диапазоном XPS 510 является отрезок частот примерно от 50 Гц до 200 кГц. Уровень искажений на самых нижних частотах оказался достаточно большим. Чем тише звук, тем меньше искажений, однако вместе с тем сужается диапазон воспроизводимых частот.

Таким образом, мы можем констатировать, что сабвуфер данного комплекта не рассчитан на полноценное воспроизведение самых низких частот. При прохождении тестового сигнала на большой громкости появляются искажения и дополнительные призвуки.




Посмотрим на АЧХ колонок. Измерения проводились по единой методике программой RMAA AE 2.5.

АЧХ колонки J-6508 с защитной сеткой

АЧХ колонки J-6508 без защитной сетки

Измеренная АЧХ колонок лишь подтверждает слуховые ощущения. Диапазон низких частот даже при прибавлении басов регулятором тембра захватывается только в верхней его части. Сабвуфер бы явно не помешал. Серединка более-менее ровная. В области высоких частот наблюдаются резонансы, которые приводят к искажению тембра. Однако при прослушивании музыки это не слишком заметно на слух.




Измерения проводились по единой методике разработанной нами программой RMAA AE 3.3. Для генерации сигнала использовалась профессиональная звуковая карта EgoSys Waveterminal с неравномерностью АЧХ -0,01/+0,07 дБ. Показания снимались измерительным микрофоном Behringer ECM8000.


График АЧХ и КНИ акустической системы AVALON

Глядя на графики, понимаешь, что характеристики тестируемой акустики далеко не идеальны, хотя и не совсем уж плохи. На графике АЧХ, неравномерность которого составляет в среднем +/-6 дБ, наблюдается провал в области 2 кГц. Картину портит ещё и резонанс в этой же частотной полосе.

Низкие частоты уверенно проступают только начиная со 100 Гц, а это, как вы понимаете, означает отсутствие глубоких басов.

Что же давайте посмотрим на конкурента.


График АЧХ и КНИ акустической системы SPS-678

Да, в области средних частот АЧХ несколько лучше. Басы начинаются с 60-70 Гц, однако сопровождается это неприемлемо высоким уровнем искажений (10-30%!). В районе 3 кГц также наблюдается провал на стыке рабочих частотных диапазонов двух динамиков - среднечастотного и высокочастотного. Искажений немного меньше, но в самом начале до 80 Гц творится что-то страшное. Во время теста вместо низких частот колонка воспроизводит какие-то хрипы и бульканье. AVALON не воссоздает такие низкие частоты, но, возможно, это и к лучшему. :)


График АЧХ и КНИ акустической системы SOLO-1

Рассматривая этот график, можно прийти к следующим выводам. По сравнению с конкурентами, рассмотренными чуть ниже, ярко выраженные резонансы практически отсутствуют, особенно в области высоких частот (помните, мы говорили о прекрасных прозрачных верхах?).

Неравномерность AЧХ находится в пределах +/-4 дБ, а это уже показатель, характерный для Hi-Fi колонок. Следует отметить достаточно равномерную кривую от 70 Гц до 18 кГц, при этом уровень искажений можно считать вполне приемлемым.


График АЧХ и КНИ акустической системы SPS-866A

SPS-866A - несомненный «чемпион» по неравномерности и искажениям на низких частотах.


Измерения проводились по единой методике разработанной нами программой RMAA AE 3.4. Для генерации сигнала использовалась профессиональная звуковая карта EgoSys Waveterminal с неравномерностью АЧХ -0,01/+0,07 дБ. Показания снимались измерительным микрофоном Behringer ECM8000.

Итак, смотрим на измерения SOLO-2:


График АЧХ и КГИ акустической системы SOLO-2 (активная колонка, встроенный усилитель)


График АЧХ и КГИ акустической системы SOLO-2

(пассивная колонка, встроенный усилитель)

Неравномерность АЧХ на средних частотах ? превосходна! Она составляет всего +/- 4 дБ. Искажения составляют величину менее 1% (-40 дБ). А ведь уровень громкости во время теста очень приличный. В реальной жизни колонки эксплуатируются на намного более низкой громкости. Неравномерность на высоких на самом деле не такая страшная, при смещении измерительного микрофона от положения между двумя динамиками к положению на оси ВЧ-динамика ? провалы в АЧХ в области высоких сглаживаются, однако даёт о себе знать диаграмма направленности СЧ/НЧ-динамика.

В то же время, активная колонка расстроила нас высоким уровнем искажений в области высоких частот. Мы пришли к выводу, что это дефект конкретного экземпляра, ведь у пассивной колонки таких проблем не было. АЧХ и КГИ пассивной колонки совпадает как для внутреннего, так и для внешнего Hi-Fi усилителя, так что мы не приводим график с внешним усилителем.

Давайте теперь посмотрим на графики SOLO-1.


График АЧХ и КНИ акустической системы SOLO-1

При примерно такой же неравномерности АЧХ, у SOLO-1 мы наблюдаем значительно большее число искажений в области низких частот и меньшее ? на верхах. Таким образом, цифрами подтверждается вывод о лучшем звучании SOLO-2 по сравнению с SOLO-1.


График АЧХ и КГИ фронтальной колонки

набора SVEN Audio HP-514T

АЧХ фронтальной колонки набора SVEN Audio HP-514T бъёт всех своих конкурентов во всём диапазоне частот. Это без всяких оговорок уровень брендовых Hi-Fi полочников, но и стоимость у колонок соответствующая.


Измерения проводились разработанной нами программой RMAA AE 3.1 по стандартной методике.


АЧХ сателлита из набора F&D SPS-828 (swept sine)

АЧХ сателлита из набора F&D SPS-828 (musical noise)


АЧХ сабвуфера из набора F&D SPS-828 (swept sine)

В общем-то, графики не нуждаются в особых комментариях. Измерения дополняют и подтверждают результаты слуховых тестов.




Методику тестирования смотрите в статье Активная 5.1-акустика SVEN988. Во время измерений регуляторы тембра стояли в оптимальном положении - 75% для НЧ и ВЧ.


АЧХ SPS-866А, измеренная с защитной сеткой

АЧХ SPS-866А, измеренная без защитной сетки

Что же, слуховые тесты находят подтверждение в графиках. Защитные сеточки влияют, но разница совсем не большая.

Неравномерность +/-8 дБ на отрезке от 3 кГц до 20 кГц даёт хорошо ощущаемые искажения.

Однако, давайте посмотрим на АЧХ фронтальной колонки известых комплектов IHOO 5.1 и SPS-678:


АЧХ IHOO 5.1, измеренная без защитной сетки

АЧХ SPS-678, измеренная без защитной сетки

А вот АЧХ JPW510i:


АЧХ JPW510i, измеренная без защитной сетки

Подведем итог всего цикла тестирования. В целом колонки неплохо воспроизводят музыку и хорошо справляются с озвучиванием игровых сцен. Громкости с лихвой хватает, чтобы озвучить комнату средних размеров.




Измерения проводились по единой методике программой RMAA-AE версии 3.2.


АЧХ сателлита 848, измеренная плавающим синусом

Как видно из графика АЧХ, неравномерность составляет +/-6 дБ в диапазоне 170 Гц - 15 кГц. Помимо этого стоит отметить, что сама кривая изломана не сильно.


АЧХ сабвуфера 848, измеренная плавающим синусом

(микрофон перед фазоинвертором)

На этом графике АЧХ мы можем видеть ровную прямую до 150 Гц. Необходимо только учитывать, что такие результаты были получены в непосредственной близости микрофона от сабвуфера. Для избежания изломанности АЧХ необходимо экспериментальным путём подбирать оптимальное положение сабвуфера в комнате.


АЧХ сабвуфера 848, измеренная плавающим синусом

(микрофон на оси НЧ динамиком)

Небольшой провал в районе 50 Гц скомпенсирует фазоинвертор. А вот прямая АЧХ вплоть до 300 Гц - это следствие того, что диффузор НЧ динамика выведен на боковую панель.




Измерения проводились по единой методике разработанной нами программой RMAA-AE версии 3.2.


АЧХ фронтальных спикеров PowerMax 2000 и Creative DTT3500, измеренные плавающим синусом

В сравнении с АЧХ DTT3500 мы можем наблюдать в целом примерно одинаковые и форму и неравномерность. Горб в районе 2-3 кГц как следствие резонансов и небольшая изрезанность на высоких частотах. Самое интересное, что если задать в эквалайзере Winamp-а кривую, обратную АЧХ спикеров, то звучание ощутимо улучшается! Вот вам и применение измерений АЧХ в реальной жизни.


АЧХ сабвуфера PowerMax 2000, измеренная

плавающим синусом на оси НЧ динамика в ближней зоне

Глядя на график АЧХ можно сказать, что сабвуфер уверенно играет от 50 до 200Гц и с некоторым спадом от 40 до 250 Гц. При скольжении синуса от 20 до 40 Гц на высокой громкости слышались паразитные резонансы от тонких стенок корпуса и внутренностей сабвуфера. Есть подозрение на отсутствие или не слишком высокую эффективность фильтра инфранизких частот. Но зато работа кроссовера говорит на графике сама за себя. Никакие паразитные средние частоты (бич очень многих сабвуферов) низкочастотный динамик не воспроизводил абсолютно.



Содержание раздела