Цифровой звук

Этот обзор посвящен активным мониторам




Этот обзор посвящен активным мониторам ближнего поля. Для широкого круга читателей поясняем, что в данном контексте термин "монитор" (от английского, monitor - контрольное устройство) - класс высококачественных акустических систем, предназначенных для прослушивания музыкального материала в процессе студийной работы над музыкой. Мониторы ближнего поля - неотъемлемая часть любой серьёзной звуковой студии, от домашней до профессиональной. Большая часть работы с материалом - от творческих поисков с тембрами инструментов до сведения и мастеринга - производится именно с использованием таких устройств. Больше всего распространены активные мониторы, то есть уже содержащие вовне или внутри себя усилительную часть.

Возможности современного персонального компьютера и музыкального программного обеспечения позволяют сегодня с минимальными затратами организовать небольшую полноценную музыкальную студию. Фраза избитая, но реально такая возможность появилась относительно недавно. Тогда, когда профессиональные звуковые карты с качественными преобразователями и поддержкой профессиональных интерфейсов опустились по стоимости на один уровень с дорогими мультимедийными картами. Качественные программные синтезаторы - Gigastudio, Reason, а также многодорожечные секвенсоры с поддержкой формата данных 24/96 и минимальной задержкой (latency) позволяют сегодня достичь действительно профессионального звучания. Была бы только голова и росли бы из нужного места руки.

Однако при всех благах прогресса без качественной контрольной акустики, то бишь без активных мониторов, невозможно добиться хороших результатов. К сожалению, имеющаяся у многих обычная Hi-Fi/Нi-End аппаратура не обладает для этого требуемыми свойствами. Попытаемся сформулировать их для студийных мониторов:

  • достоверный, а не приятный звук (сверх-ровная АЧХ без "приятного" хифишного выпячивания низких и высоких частот);


  • достаточно высокая мощность при небольших габаритах;


  • устранение влияния акустической обстановки в задней зоне (расположение фазоинверторов только на передней панели);




  • подогнанные в промышленных условиях усилительный и воспроизводящий тракты (встроенный, либо расположенный в отдельном корпусе усилитель, активная фильтрация, bi-wiring, bi-amping);


  • возможность работы входов при балансном подключении, профессиональные разъёмы на входе (XLR, TRS);


  • экранированные магнитные системы динамических головок.


  • Если с первыми пунктами списка ещё можно как-то поспорить, то последние два исключают использование обычной, пусть даже высококачественной, акустики для студийных целей. В то же время, обычная Hi-Fi/Hi-End аппаратура выпускается специально для различного аудиофильского шаманства и дизайнерского оформления комнаты, так что мониторы в обратную сторону также не подходят. Главные забавы аудиофилов - межблочный и акустический кабели - отсутствуют как класс, да и внешний вид мониторов не радует наличием красивых пылесборных сеток и лакированных корпусов со шпоном из красного дерева. :)

    Вопреки досужим домыслам среди новаторски настроенных читателей, четкость и правдивость звучания студийных мониторов приходится по вкусу не очень большому числу людей. Как сказал один специалист: "У меня такое впечатление, что единственное, что эти мониторы могут хорошо делать - это показывать отличные результаты в тестах. Любая музыка на них звучит просто безобразно". И это мнение очень показательно. Однако без подобных устройств, сразу же выпячивающих все недостатки звучания наружу, музыкальную работу можно считать ущербной или даже неосуществимой.

    Перейдём к объекту нашего исследования, мониторам Project Studio 6. Их производитель, Event Electronics, может быть не слишком знаком нашим читателям. Эта компания располагается в Санта-Барбаре, Калифорния. Её организовали основатели и ведущие специалисты из знаменитой Alesis. Линейку мониторов Event разрабатывал в том числе и Фрэнк Кэлли (Frank Kelly), дизайнер очень популярных в прошлом моделей Alesis Monitor One и Monitor Two.

    Название тестируемой модели - Project Studio - указывает на то, что эта акустика предназначена для использования в домашних и бюджетных звуковых студиях.При этом весь модельный ряд мониторов Event, от PS5 до 20/20 bas, выглядит серьёзно и рассчитан на профессиональное применение. Об этом говорит отсутствие реверансов в сторону полу-профи и мультимедиа, вроде наличия в мониторах VideoLogic (см. статью Sirocco Pro от фирмы VideoLogic) регуляторов громкости и тембра.

    Несмотря на достаточно немалую цену (около $750 за пару на сайте proaudio.ru), акустика Project Studio 6 достаточно привлекательна по соотношению цена/качество, ведь верхний предел цены студийных мониторов находится в районе 3-4 тыс. вечнозелёных, а чуть более дешёвые модели зачастую теряют в качестве. К слову, модель Event PS6 в июне 2001 года была номинирована на престижную награду TEC (Technical Excellence and Creativity), учрежденную журналом "Mix magazine", за выдающиеся достижения в технологии студийных мониторов.


    Содержание раздела