Цифровой звук

Канальный аналоговый, цифровые


Интегрированный AC'97-звук медленно, но верно продолжает наступление на звуковые карты с шиной PCI. На сегодня никого уже не удивишь наличием на материнской плате цифровых S/PDIF-выходов или 6-канального кодека. Однако до настоящего времени у отдельных звуковых карт с программной поддержкой дела обстояли всё же получше. Тут и поддержка 3D-звука в играх, и различные многофункциональные комплектные утилиты, и программы c приятным интерфейсом.

Если вы помните, в прошлом году Intel представила довольно мощный набор программ для встроенного звука на своих материнских платах. Речь идёт о комплекте программного обеспечения SoundMAX with SPX (см. статью Интегрированный AC'97-звук на материнской плате Intel D815EFV). В этом году Intel продвигает новую, улучшенную версию, под названием SoundMAX Cadenza.

Изменения коснулись как аппаратной, так и программной части. Вместо кодеков Analog Devices 18-й серии, теперь используются более новые модели серии 19-й. Из существенных изменений нужно отметить появление в этих кодеках цифровых S/PDIF-выходов с поддержкой защиты от цифрового копирования (DRM), а также автоопределение подключенной конфигурации колонок. Также теперь имеется возможность реализации 6-канального звука без использования добавочных CNR-карт. Причём, возможна реализация дополнительных аналоговых выходов как отдельными разъёмами, так и задействуя микрофонный и линейный входы.

Рассмотрим наиболее полную реализацию SoundMAX Cadenza на примере материнской платы Intel D845PEBT2. К слову, поддержку SoundMAX обещают использовать в своих изделиях и другие производители (к примеру, ASUS в плате P4PE.)


Материнская плата Intel D845PEBT2, вид сверху

В данном случае на коммутационную панель выведены полностью все разъёмы, без совмещения: линейный вход, микрофонный вход, линейный выход на фронтальные колонки, линейные выходы на тыловые, центральный и сабвуферный каналы. Также имеются распаянные прямо на печатной плате цифровые коаксиальный и оптический S/PDIF-разъёмы. Оптический разъём закрыт откидывающейся пылезащитной шторкой. В данном случае применён 6-канальный кодек AD1980.


Материнская плата Intel D845PEBT2, коннекторы

Напомню идеологию работы AC'97-звука на материнских платах: так как мощность современных CPU намного превышает мощность DSP звуковых карт, а данные всё равно хранятся в ОЗУ, было решено переложить работу по обработке звуковых потоков на центральный процессор, оставив в железе лишь интегрированный в ICH чипсета AC-Link контроллер, подающий готовый сигнал прямо на AC'97-кодек.


Схема работы AC'97-звука



На программном уровне мы видим привычную поддержку 3D-звука посредством алгоритмов Sensaura 3D.


Диагностика утилиты Sensaura Info

Имеются режимы для наушников, стерео-, 4-, 5.1-колоночных конфигураций. На звук можно накладывать различные эффекты моделирования сред отражения. Функция Virtual Theater 5.1 Surround позволяет получить виртуальный 5.1-звук в двух колонках. Расширенные настройки Sensaura Virtual Ear и Sensaura Headphone Theater по-прежнему доступны только в виде платных апгрейдов.

<



Контрольная панель SoundMAX, теперь с 5.1-звуком


Поддержка MIDI представлена программными синтезаторами Yamaha XGLite 1.2 Мб и альтернативным GM-синтезатором с поддержкой загружаемых DLS2-банков (один такой 4 Мб с надписью Professional идёт в комплекте).


 



Поддержка MIDI в двух вариантах: Yamaha XGLite 1.2 Мб или GM-банк 4 Мб


Изменения по сравнению с предыдущей версией SoundMAX заключаются в другом. Пользователи материнских плат с поддержкой технологии SoundMAX Cadenza могут также приобрести со скидкой специальный стереомикрофон SoundMAX Superbeam от Andrea Electronics и набор специального софта с поддержкой распознавания речи. На сайте выложена для скачивания специальная тестовая утилита, проверяющая совместимость железа с SoundMAX Cadenza.


Стереомикрофон SoundMAX Superbeam
В отличие от многих других, этот микрофон не нужно подносить ко рту говорящего. Вполне достаточно закрепить его на верхнюю часть монитора, так как данный микрофон рассчитан на дальнюю зону приёма сигнала (far-field) и имеет в своих драйверах систему шумоподавления. На сайте производителя имеется специальное довольно интересное технологическое демо, показывающее работу алгоритмов PureAudio и SuperBeam.


Демо, показывающее работу PureAudio и SuperBeam

на компьютере с любой звуковой картой
На самом деле, никаких открытий и чудес здесь, конечно же, нет. Динамическая обработка звукового сигнала присутствует в любом аудиоредакторе. А любая серьёзная запись с микрофона не обходится без прохождения через нойз-гейт, деэссер и компрессор с лимитером (плохой записи также идёт на пользу дехизер). Новаторство в том, что здесь обработка осуществляется на лету на уровне драйвера, благо современные CPU справляются с этим без усилий. Таким образом, программам распознавания речи существенно облегчается работа.
Однако перейдём к делу ? всё ли так хорошо, как о том победно вещают пресс-релизы? Для тестирования использовались операционная система Windows XP с установленным SP1 и последние драйвера с сайта Intel:
INF: Intel 82801DB ICH4 4.04.1007 1.31 MB 14 Oct 2002

IDE: Intel Application Accelerator 2.2.2.2150 1.93 MB 28 Aug 2002

Integrated Audio: ADI Cadenza 5.12.01.3516 18.1 MB 23 Sept 2002
При тестировании были задействованы P4 2,53 ГГц и 512 Мб DDR333.
После установки всех драйверов в трее появляются значки, вызывающие стандартные вкладки настроек SoundMAX. При этом, имеется новая вкладка, посвящённая микрофону.
<



 


Вкладка настройки параметров микрофона


Что интересно, поддерживаются стандартные микрофоны и хедсеты. Для SoundMAX Superbeam существует отдельный Wizard, позволяющий автоматически подстроить уровень записи.




Wizard, позволяющий автоматически настроить уровень
Кроме того, управление сведено в единую утилиту AudioCommander, напоминающую музыкальный центр.


AudioCommander ? центр управления AC'97-звуком:

к дизайну и удобству претензий нет
Здесь имеется AudioRecorder, позволяющий убедиться в работоспособности встроенных технологий шумоподавления. Включение и отключение осуществляется в специальном окошке.


Окно включения/отключения динамической обработки звука
После установки специального софта при запуске любых приложений, допускающих ввод и редактирование текста, при переключении на английский язык в языковой панели Windows (Language bar) появляются специальные иконки, служащие для управления системой распознавания речи. Первое, что мне пришло в голову ? это поздороваться с компьютером и представиться.


Распознавание речи с SoundMAX Cadenza ? это реальность!
К сожалению, в базе данных компьютера есть Marxine, Maxine, Maxey и даже Matsui, но вот моё имя отсутствует. :) Также, налицо попытка компьютера проанализировать фразу и подобрать наиболее подходящее по смыслу слово. Кстати, неточно распознанные слова можно выбрать из списка похожих или передиктовать заново.
Вдохновлённый успехом, я предпринял попытку продиктовать более осмысленный текст, а заодно выяснить ? насколько эффективна система фильтрации в реальном времени, которую нам предлагают. Я взял самый обычный технический текст ? абзац из readme.txt к утилите Intel Application Accelerator. Диктовка велась в среднем темпе, 2-3 слова в секунду слитной речью с небольшими паузами, полагающимися по смыслу. На иллюстрации можно видеть оригинальный текст, чуть ниже ? распознанный текст с включёнными фильтрами, и в конце ? распознанный текст без фильтрации.


Задачка посложнее: реальный текст.Встроенная в SoundMAX Cadenza cистема фильтрации сигнала улучшает распознавание в несколько раз!
Как мы видим, система распознавания речи в первом случае неправильно распознала 2 слова из 26, во втором 12 слов из 26. Таким образом, при наличии фильтрации использовать распознавание речи имеет смысл. В противном случае, диктовка становится совершенной неэффективной.

Содержание раздела